Sunday, March 6, 2016

Феномен Монголии

В календаре этого года значится дата, которую будут широко отмечать в России и в Монголии: 95-летие установления дипломатических отношений между двумя странами, что было скреплено Договором 5 ноября 1921 г.

Монголия – наш "вечный" сосед. С этим дружественным государством Россию связывают давние политические, торгово-экономические, культурные, военные и гуманитарные связи на протяжении более 400 лет, начиная с ХVII века. При этом, естественно, нельзя забывать о том, что Древняя Русь пережила эпоху монголо-татарского нашествия и в течение более 200 лет находилась в составе Золотой Орды (XIII-XIV вв.), которая была частью Монгольской империи, основанной Чингис-ханом.

Минули столетия, и в начале ХХ века Российская империя, исходя из своих национальных интересов, поддержала стремление монголов сохранить свою идентичность, избежать полной колонизации и китаизации. Советская Россия официально признала независимость государства Монголии. Именно в советские времена у двух стран сложились наиболее тесные, союзнические отношения.

Парадокс истории состоит в том, что Монголия была первой среди стран Востока, которая в начале 1920-х годов при поддержке и помощи СССР встала на "социалистический путь развития", добившись немалых успехов в демократизации, модернизации всех сторон жизни кочевого, связанного вековыми традициями буддийского общества. В начале 90-х годов прошлого века Монголия, опять же первой среди социалистических стран Востока, отказалась от советской модели развития и встала на путь строительства "гуманного, демократического гражданского общества" по западной модели. Сегодня многие руководители, политики и политологи развитых стран, а также ООН и другие международные организации видят в Монголии образец развития демократии в социалистических странах.

Современная Монголия – одна из немногих развивающихся стран, которая в последние годы, несмотря на трудности и препятствия, смогла перейти из группы слаборазвитых стран с переходной экономикой и нижесредним уровнем дохода на душу населения - в группу стран с вышесредним уровнем среднедушевого дохода (в соответствии с классификацией Всемирного банка).

В стране в течение 25 лет развивается многопартийная политическая система (более 20 партий), обновлено все законодательство, достигнуты заметные успехи в демократизации всех сторон жизни монгольского общества, в развитии рыночной экономики. Благодаря развитию горнодобывающей промышленности, за последние 15 лет ВВП Монголии вырос более чем в 10 раз, в 2011 году, по темпам роста ВВП - 17,5%, Монголии входила в первую тройку наиболее динамично развивающихся стран мира.

Однако в последующие годы, по мере снижения темпов развития глобальной экономики, падения спроса и мировых цен на основные товары монгольского экспорта (медный, и железный концентраты, уголь и др.), а также в результате ошибок, допущенных в инвестиционной политике, темпы роста экономики заметно снизились и составили, по данным 2015 года, до 2,3%. Эксперты Всемирного банка прогнозируют дальнейшее снижение в текущем году - до 0,8%.

К концу 2015 года дефицит госбюджета составил более 1 трлн. тугриков (около $500 млн). Внешняя задолженность превысила более $20 млрд и выросла до 70 % ВВП. Все эти факторы способствовали снижению уровня жизни большинства населения страны.

Руководители страны, народ Монголии связывают свои надежды на преодоление спада в социально-экономическом развитии, прежде всего, с вводом в экономический оборот нескольких крупных месторождений полезных ископаемых (медно-золотое в Оюун-толгое, угольное в Таван-толгое и др.), а также с возобновлением роста мировых цен на медь, железную руду, уголь и др. Еще один противокризисный инструмент - преодоление сырьевого характера экономики, развитие добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, оптимизация туризма, а также создание новых монгольских экспортных брендов в дополнение к уже имеющимся (монгольская водка, кашемировые изделия).

После длительных и напряженных переговоров в декабре 2015 г. между правительством Монголии и одной из крупнейших транснациональных горнодобывающих компаний "Рио Тинто" было достигнуто соглашение о финансировании строительства подземных рудников на медно-золотом месторождении «Оюу-Толгой» ($4,4 млрд), расположенном в Южной Монголии. По словам директора группы меди и угля компании «Рио Тинто» Жана Себастьяна Жака, с подписанием этого соглашения "Монголия вернулась в большой бизнес".

Текущий год знаменателен также тем, что 29 июня в Монголии состоятся очередные парламентские и муниципальные выборы. В стране развертывается политическая борьба между ведущими претендентами – Демократической партией, Монгольской народной партией, Монгольской народно-революционной партией, партией Гражданское мужество-Зеленые и др.

Монголия проводит самостоятельную, открытую, активную, "многоопорную" внешнюю политику. Страна поддерживает дипломатические отношения более чем со 180 странами мира. О возросшем международном авторитете и месте Монголии в современном мире наглядно говорит тот факт, что в июле 2016 года Монголия будет принимать XI саммит Азия-Европа (АСЕМ), в котором предполагается участие руководителей 53 государств. Недавно президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж выступил с новой внешнеполитической инициативой - официально объявить о постоянном нейтралитете Монголии.

Согласно Концепции внешней политики Монголии, первостепенным приоритетом является поддержание дружественных, сбалансированных отношений со своими великими соседями - Россией и Китаем. За последние годы основным торговым партнером и инвестором в экономику Монголии фактически стал Китай.

Что касается российско-монгольских отношений, то они сохраняют традиционный дружественный, многосторонний характер. Работает Российско-Монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В 2009 году президенты двух стран скрепили своими подписями Декларацию о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией, были подписаны также межправительственные документы, касающиеся нескольких новых крупных проектов. К сожалению, эти проекты не были реализованы, и двусторонние отношения не получили нового мощного стимула для развития. По данным монгольской таможенной службы, в 2015 году объем товарооборота Монголии с Россией составил $1,1 млрд, т.е. сократился более чем на 30% - по сравнению с 2014 г.

В связи с амбициозными планами правительства Монголии построить несколько относительно крупных ГЭС на реке Селенге, основном притоке Байкала, приносящем уникальному озеру около 50 % объема воды, возникла опасная угроза, как считают российские экологи, обмеления и загрязнения Байкала. Эта проблема стала предметом переговоров на межправительственном и других уровнях.

В сентябре 2014 года состоялся визит президента Росссии Владимира Путина в Монголию. Он был приурочен к 75-летию победы на реке Халхин-Гол, когда советско-монгольские войска разгромили соединения японской Квантунской армии и марионеточного государства Маньчжоу-Го. По итогам переговоров глав двух стран было подписано 15 документов, в том числе о восстановлении безвизового режима между двумя странами, о модернизации Улан-Баторской железной дороги, о безвозмездной военно-технической помощи России Монголии и др. Одним из "косвенных" следствий визита можно считать недавно принятый в Москве Федеральный закон об урегулировании финансовой задолженности Монголии перед Россией, а фактически - о списании $174,2 млн, т.е 97,8% суммы долга.

А 2014 году, на площадке саммита ШОС в Душанбе, состоялась первая трехсторонняя встреча трех лидеров: президента России Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина и главы Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа, на которой была достигнута договоренность о создании постоянно действующего механизма трехстороннего сотрудничества. Такой механизм уже создан и начал работать.

Новым стимулом для трехсторонних отношений послужила вторая встреча лидеров России, Китая и Монголии, которая прошла в июне 2015 года на полях саммита стран ШОС в Уфе. На ней было отмечено, что стратегии развития трех стран во многом совпадают и потому должны быть состыкованы. В настоящее время ведется работа по сопряжению таких крупных международных проектов, как ЕАЭС (Россия), "Экономический пояс Шелкового пути" (Китай) и "Степной путь" (Монголия). Сама История, политическая воля лидеров трех стран предоставили им возможность совместно работать над содержательным, многообещающим проектом сотрудничества во имя общего блага.

No comments:

Post a Comment