Saturday, February 16, 2013

Жыргал Саматов, депутат Жогорку Кенеша: «Чтобы заложить основы государственной идеологии, нужны сильное государство и сильное руководство»

Жыргал Алимбаевич, мы говорим, что кыргызы – народ, ведущий свое начало с древности. Поговорим об идеологии, которая сохранила народ…

- Правильно, весь мир признает древность кыргызского народа. Мы должны гордиться этим. К сожалению, вопрос идеологии в последнее время отходит на второй план. Известно, что все сильные государства стоят, опираясь на государственную или национальную идеологию. К примеру, у турок - Османская империя 800-летней давности, оставивший большой след в истории Чингисхан, СССР, США – в общем, все великие державы основаны на идеологии. Возьмите маленький Израиль, какой он имеет вес и голос. Все эти государства создавались на основе единой идеологии, признавая и поддерживая единое знамя, одну идею. Вернемся к Кыргызстану. Брали Манаса как основу нашей идеологии, результатов не получили, напрасные старания. Учёные акаевского времени собрались и нашептали ему, провели мероприятия по Манасу, собрали весь мир, хорошо начали. Затем уперлись в 7 заповедей, стали внедрять их во все сферы жизни, но эти заповеди не внедрились в общество. Правильно, мы должны чтить Манаса, но ведь еще нужно разработать и пути реализации идеи. Мы даже не смогли оценить Манаса настолько, насколько оценили его китайцы. В Китае выделяются большие средства на изучение Манаса. Китайские друзья смогли создать условия для того, чтобы собрать 10 000 человек для одновременного исполнения эпоса. Вот такими должны быть искры идеологии. Для этого государство должно создать специальную рабочую группу и дать ей хорошие возможности для работы.

- Жыргал Алимбаевич, в последнее время в Кыргызстане усиливается исламизация. Ислам может выступать для Кыргызстана идеологией?

- Я как политик, предпочел бы эту тему оставить внутри себя, но скажу не как политик, а как человек, выражающий свое личное мнение. Почему не может? Он сможет быть отличной идеологией и должен ею быть. В том же Манасе есть позитивное отношение к мусульманству. Наши великие манасчи Сагымбай и Саякбай взяли не с неба, что Манас читал намаз. Эти люди даже в коммунистическое время чтили Манаса. Они, опираясь на какой-то источник, рассказали нам, что Манас был мусульманином, погиб он, когда читал намаз. Те же личности, которые хотят связать его с шаманизмом, тенгрианством глубоко ошибаются. Я не могу понять, зачем Манаса связывают с темными религиями, поклоняющимися солнцу, небу или огню. Покажите мне хоть одно конкретное место в Манасе, где он поклоняется огню или небу. Не встречается такое место.

Если остановиться на месте, занимаемом исламом у кыргызов, то скажу, что если человек не имеет духовной пищи, то насущный хлеб не стоит и копейки. У нас нет права открытой критики такого явления как ислам. Это мировая религия, данная всему человечеству. И мы должны принимать его с благодарностью. Соблюдение амаза и орозо предназначены не только для арабов. В целом нет никакой необходимости связывать нацию и религию. Религия не посылается только для евреев, арабов или русских. Религия послана всем людям как указание, путь, порядок.

- Кыргызскому народу нужна больше государственная или национальная идея?

- Чтобы заложить основы государственной идеологии, нужны сильное государство и сильное руководство. Сами видите: три президента пришли к власти и что устроили с идеологией. Под крылышком Акаева собрались евреи и забрали лучшее у части кыргызской интеллигенции. Загадочная гибель Насирдина Исанова является свидетельством этого. Знаете, Бирштейн до сих пор остается для нас загадкой. Потом мы видели советников Бакиева: Гуревич, Машкевич, в общем, полно евреев. Отунбаева, говорят, является членом масонской ложи. И про какую государственную идеологию тут можно говорить? А потом для идеологии нужны какие-то основы. А мы что можем показать? Атамбаев до сих пор больше тянется к туркам, поглядим, что из этого выйдет. Рядом с ним есть советники из Турции, может они что-нибудь предложат. Поэтому нам, по всей видимости, целесообразнее говорить о национальной идеологии. Но при этом не делать упор на нацию, а применив уважительность, вежливость, присущие кыргызам, научиться разговаривать по-родственному с таджиками, узбеками, казахами. Мы являемся многонациональным государством. Во времена Манаса так же существовали многие народы, и у каждого была своя национальная объединяющая идея. Историки высказывают противоположные мнения, но мы до нашего времени сохранили свою государственность благодаря сильному духу и идеологии.

- Внешние силы в наше время, оказывая влияние, не захотят проглотить нас вместе с идеологией?

- Я уже сказал выше, какие последствия могут быть от советников под крылышком президента. Ладно, предположим, что они преследуют свои личные интересы. Но внешние силы открыто тянут к нам руки. Есть же понятие холодной войны, вот в этой войне наша страна не может занять никакой позиции. Интересная тенденция складывается: наша погода должна быть такой же, как в России и Америке. Сейчас поднимается вопрос об объединении тюркских государств и создании Турана. Сегодня Монголия, Азербайджан, Турция и Кыргызстан стремятся к сотрудничеству в области вооружённых сил. Китай не показал до этого времени своей позиции по нашей стране. Короче говоря, не можем найти собственных следов. Думаю кыргызские политики, известные личности должны прекратить разборки друг с другом и определить нашу позицию. Иначе, продолжится раздробление.

- Спасибо, успехов в работе…

Источник: Газета «Пресс kg» № 5 от 14.02.2013 / стр. 8

No comments:

Post a Comment