Saturday, February 16, 2013

Евразийские идеи Чингис кагана

Многие ученые считают, что евразийство в глобальном смысле и даже Евразию как концепт не следует привязывать географически к евразийскому материку. Поскольку евразийство представляет собой планетарную стратегию. Эту теорию блестяще доказал «потрясатель Вселенной» великий Чингисхан, благодаря которому оригинальный сценарий глобализации стал развиваться на исторической арене еще в XII веке.

Три легендарные и великие империи кочевников – гуннов (209 г. до ­­н. э.­­­ – 155 г. н. э.), тюрков (551 г. – IX в.) и монголов (1206 г. – XIV в.) – всем ходом своего исторического развития «работали» на глобализацию и создание евразийского пространства, на котором появлялись, строили государства, воевали, приходили в упадок и исчезали различные народы. При этом история человечества нередко зависела от конкретной личности. Именно с этой точки зрения, на мой взгляд, свои обязанности в интересах многих народов на исключительном уровне выполнил Чингисхан. Поэтому неудивительно, что, согласно недавнему рейтингу газеты The Washington Post, грозный потрясатель Вселенной признан «личностью прошлого тысячелетия».

Хочу заметить, что исторически было бы правильным называть создателя могучей Монгольской империи (XII–XIV века) не Чингисханом, а Чингис каганом, так как официальное политическое звание qagan – каган на древнетюркском языке означало должность «хана всех ханов, великого хана». И еще – при рождении родители назвали его Темурчином, а не Темучином. Имя без буквы «р» распространилось с легкой руки китайцев, в языке которых нет такой буквы.

Рождение будущего Чингис кагана сегодня не случайно называют феноменом мировой истории – его завоевательные походы, указы и законоположения коренным образом повлияли на ход развития всего человечества и помогли широко распространить достижения передовой мысли того времени. Изучение эпохи «потрясателя Вселенной», а также этнополитических и этнических положений тюрко-монгольских племен X–XIV веков стало возможным благодаря государственной программе Казахстана «Культурное наследие».

Политика, величие и могущество Чингис кагана (1162–1207) до сегодняшнего дня вызывают живой интерес и глав государств, и обычных людей. Удивительно талантливому полководцу и мудрому государственному деятелю посвящены тысячи различных стихов, статей, книг и фильмов. Но сущность Чингис кагана, на мой взгляд, как нельзя лучше представляет оставленный им самим завет:

Құлаш денем шалдығып шаршап құрыса, құрысын!

Алтын мемлекетімнің тұғыры бұзылмасын!

Толық бойым қиналып қожыраса, қожырасын!

Бүтін мемлекетімнің тұғыры тайсалмасын!..

Если золотая моя особа изнурится, так пусть изнурится.

Только бы не исчезло мое государство!

Если вся моя особа будет страдать, так пусть страдает.

Только бы мое государство не пришло в беспорядок!..

807 лет тому назад, в 1206 году, во время великого курултая, объединившего всех кочевников под одно лазурное знамя и проходившего на берегу реки Онон (Восточная Монголия), Темурчин из племени кият-боритегин во время присвоения ему звания кагана произнес речь. В его словах «Я воевал без сна в ночи ради тюркского народа, днем рыскал, не сидя на месте, я боролся так, что моя красная кровь текла рекой, пот мой наполнил бы озеро, бедного сделал богатым, малый народ сделал большим» нетрудно увидеть завет и идею построения государственности наших храбрых предков, ковавших Лазурную Тюркскую империю.

Чингис каган, гениальный полководец, смелый реформатор истории евразийских кочевников, родился в семье монгольского батыра Есукея. Будучи феноменальной личностью, он сумел стать ханом всех ханов и объединить многочисленные тюркские и монгольские этнополитические союзы – керейские, найманские, жалайырские, монгольские улусы, а также меркитов, конгиратов, тайчиутов, татар, курлаутов, онгутов, ойратов, «лесные народы», киргизов и такие оседло-земледельческие народы, как согдийцы, иранцы, арабы и другие этносы. В то время не оказалось ни одного народа, который смог бы выдержать натиск армии из множества тысяч воинов-всадников, подчинявшихся приказам Чингис кагана. Во всяком случае, миллионы китайцев подчинились безоговорочно.

В XI–XII веках, когда людям не было «ни покоя днем, ни сна ночью», когда не прекращались захваты земель, притязания на пастбища, связанные с барымтой, кровной местью, главной целью стало призвать кочевые союзы к единству. Наряду с этим для кагана жизненно важным было остановить тех глав племен и родов, которые предавали свою землю и людей за мягкие шелка китайцев, за обещания беспрепятственного прохождения их торговых караванов. По сути, перед Чингис каганом стояла задача создать мощное государство на евразийском пространстве, подчинив все народы своей власти. И в таких непростых условиях прозвучал его призыв: «Я – сила Вечного Кок-Тенгри!» Приравнивая себя к Вечно Голубому Тенгри, который в мировоззрении кочевников занимал особое важное место, каган сделал правильный ход. Кроме того, его глубоко продуманная политика, направленная на объединение всех родоплеменных союзов под свое начало и установление мира, оказалась как нельзя вовремя – степное общество устало от внутренних противоречий и междоусобных войн.

Немало написано о Чингис кагане. Но следует помнить, что реальная история Темурчина еще доподлинно не установлена. Как известно, огромное количество исторических фактов – археологических, антропологических (проблема поиска останков великого кагана), этнографических артефактов средневековой эпохи, написанных на языках многих народов Евразии (древнем тюрко-монгольском, персидском, арабском, китайском, маньчжурском, корейском, тангутском, тибетском, санскрите, армянском, славянском, латинском и других), – до сих пор комплексно не исследованы. Вырванные из контекста, они порой приводят к различным, иногда противоречащим друг другу выводам, незаслуженному очернению, вымышленным заключениям о той эпохе. До сих пор осталось много вопросов, не позволяющих составить рейтинг глобальных исторических изменений в Евразии в XIII–XIV веках и действиях, мировоззрении великого хана всех ханов кочевников.

По этой причине ранние исследователи поспешили окрестить эпоху Чингис кагана как «татаро-монгольское иго», «искоренителя культуры городов и оседлости», «кнута божьего», «тирана и варвара», которые прочно осели в сознании современных людей. В связи с этим резонен вопрос, что же происходило на самом деле в эпоху великого кагана? Какие изменения на евразийском пространстве повлекли создание империи, не имевшей себе равных ни до, ни после? На эти вопросы мы постараемся ответить с историко-источниковедческих позиций в следующем номере пятничной «Казахстанской правды».

Напил БАЗЫЛХАН,

ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова, руководитель центра Центрального государственного музея РК

No comments:

Post a Comment