Wednesday, December 26, 2012

Томские инновационные компании приобретают зарубежный опыт - начальник департамента международных связей Алексей СТУКАНОВ

В Томскую область, равноудаленную от всех внешних границ страны, зачастили высокие дипломатические гости: в 2012 году в полумиллионном университетском Томске побывало пять полномочных послов - Франции, Великобритании, ФРГ, Дании и Мексики /плюс генеральные консулы/, здесь с успехом прошли приемы 34 официальных делегаций и делегаций бизнеса, а кроме того, состоялись 14 выездных мероприятий с участием томских предпринимателей. Что значат внешние контакты для региона, не являющегося промышленным гигантом и не претендующего на первые роли в большой политике? На этот вопрос ИТАР-ТАСС ответил начальник департамента международных и региональных связей администрации Томской области Алексей Стуканов.

- Мы расположены удобно, чтобы работать и с Европой, и с Азией, ни с кем не граничим и можем со всеми дружить одинаково. Поэтому среди наших партнеров – и Франция, и Австрия, и Австралия, и Китай, и Сингапур – мы ко всем относимся с одинаковым уважением, ожидая выгод от сотрудничества.

Выстраивая внешние отношения, каждый регион отталкивается от своих конкурентных преимуществ и движется за спросом. Преимущества Томской области – это, во-первых, ресурсы /нефть, газ, лес, кварцевый песок, бурый уголь, торф, железная руда/, во-вторых, мощный научно- образовательный комплекс, университеты. И конечно инновации: показатель доли высокотехнологичной продукции в общем региональном объеме выше среднероссийского в 2,5 раза.

- Действительно, это все сферы, ориентированные на внешние рынки… Но как правило торговля сырьем осуществляется вовсе не на региональном уровне, а инновации часто не могут вырваться за пределы не то что отечественного – даже территориального рынка… О чем с зарубежными партнерами можно договориться здесь, на месте? И чем интересны мы?

- Во-первых, мы ищем хороший зарубежный опыт. В томских высокотехнологичных компаниях /а их в регионе порядка 400/ работают очень инициативные и креативные люди, у большинства – острое желание пробиться на внешние рынки, а сделать это крайне сложно… Наши природные богатства также интересны многим зарубежным компаниям, и мы помогаем им найти общий язык с томским бизнесом, органами власти, федеральными агентствами, отвечающими за природные ресурсы. Культурное сотрудничество очень важно для нашего молодежного /напомню – пятая часть полумиллионного Томска - студенты/, а значит, требовательного к качеству жизни населения.

- Какие формы международного взаимодействия уже сложились?

- Мы развиваем межрегиональное сотрудничество, подписывая договоры с отдельно взятыми регионами других стран. Пользуемся преимуществами членства в международных организациях /Томск, единственный из российских городов, состоит во Всемирном партнерстве энергетических городов и входит в Ассоциацию азиатских городов "XXI век"/. Благодаря этому партнерству мы знакомимся с лучшими управленческими практиками, обмениваемся спортивными, общественными делегациями. Существует такая форма как работа со страной, компанией по конкретному проекту: например, с сингапурской госкорпорацией Jurong Consultants /подразделение Jurong International/, опыт и возможности которой мы привлекаем для развития Особой экономической зоны технико- внедренческого типа /ОЭЗ ТВТ "Томск"/.

- Какие направления сотрудничества считаете самыми перспективными для региона в Азии, какие в Европе?

- Наш главный интерес – образование. Азия потенциально более перспективна в плане привлечения иностранных студентов. Вьетнам, Монголия, Китай планируют расширять свое присутствие в томских университетах, а есть еще Индонезия, Филиппины…

В Британии работаем с Оксфордским университетом по проекту международной коммерциализации /кстати, он единственный на всю Россию/. В университетском офисе коммерциализации создана структура "Isis Enterprise", работающая на внешний мир, она помогает нашим компаниям с выходом на внешний рынок.

Для начала "ISIS" проводит экспертизу томских проектов, оценивая, готова ли компания к выходу в мировое пространство /если нет – укажут, что надо доработать/. Бывает и так: "К сожалению, ваша идея уже существует, такой товар производится там-то – так что либо делайте лучше, либо переключитесь на другое". Затем представителей компании обучают - инвесторы, бизнес-ангелы, бизнесмены. К каждой фирме "ISIS" прикрепляет своего куратора на год. Через год должен быть результат: продажа технологии, либо лицензионное соглашение, либо организация совместного предприятия, либо не совместного. Из полусотни поданных на участие в проекте томских заявок за два года отобраны 17 компаний. Среди них - реально способные производить уникальную продукцию мирового уровня: "Томьаналит", "Сибспарк", "НИОСТ", "ИФАР", "Триаксес", "Элком+".

- Но томский инновационный бизнес еще и российские рынки толком не освоил…

- По версии "Эксперта", до 80 проц. российской инновационной продукции не востребовано на внутреннем рынке, а вот внешние потребители в ней заинтересованы. Но чтобы выйти за рубеж, инноваторам требуется квалифицированный, честный и безопасный консалтинг – что они и получают в Оксфорде.

Сотрудничество с Францией также развивается уже многие годы. За это время установились тесные связи с Национальным центром научных исследований "CNRS", реализуются межвузовские магистерские проекты, появился регион-партнер Лотарингия - наш портал на высокотехнологичные рынки Франции, помогающий томским разработчикам находить промышленных и исследовательских партнеров для доработки своих технологий и вывода их на французский рынок, а также найти партнеров для томских вузов и научных кругов.

- Сотрудничество с Европой не ограничивается образованием и инновациями?

- Конечно нет. Франция все время у томичей на слуху - и это не только культурные и научно-образовательные проекты, но и сугубо житейские. Например, две очень крупные французские компании вошли в самый неблагодарный наш бизнес – в ЖКХ: "Веолия" взяла в аренду томский водоканал, "ERDF" занимается областными электросетями. Для "Веолии" Томск – пилот в России, в зависимости от успеха здесь компания примет решение, работать ли ей в других регионах страны.

В Томске при поддержке французского Посольства создается "Дом Франции", который призван еще более углубить наши связи. С Лотарингией действуют три меморандума.

Товарооборот Томской области с Германией только в первом полугодии составил $8,3 млн., здесь накопленных прямых инвестиций - $1,1 млн. Плотно работаем с Правительством Нижней Саксонии, Саксонией (Лейпцигом), Мекленбург-Передней Померанией и Баден-Вюртембергом. Вместе с германскими партнерами принимаем участие в программах и проектах ЕС для привлечения в Томск международного опыта, а также для того, чтобы дать возможность организациям Томской области представить себя в Германии…

- Какова структура и динамика внешнеторгового оборота региона в последнее время?

- Внешнеторговый оборот Томской области за январь – сентябрь 2012 г. составил $811,2 млн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился вдвое – и по экспорту, и по импорту. Экспорт товаров осуществлялся в 43 страны дальнего зарубежья и 10 стран СНГ. Основные экспортные товары: продукты неорганической химии, нефть, лесоматериалы обработанные и необработанные, кедровые орехи. На долю стран дальнего зарубежья приходится 82% внешнеторгового оборота, на государства - участники СНГ– 18%.

Объем международных услуг за январь-сентябрь 2012 года составил 11 млн. долларов США, в том числе экспорт услуг – 9,9 млн. долларов, импорт услуг – 1,1 млн. долларов.

Инесса Юшковская

(ИТАР-ТАСС, Томск)

Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке
© ИТАР-ТАСС Все права защищены
тел.: +7 (495) 629 9694
факс: +7 (499) 791 0303
support@tass-online.ru

No comments:

Post a Comment