Saturday, December 29, 2012

От «Евразийской восьмерки» к «Евразийской двадцатке»

Помимо «Большой восьмерки» («G-8») давно существует «Исламская восьмерка» («D-8»). Таким образом, создание «Евразийской восьмерки» («Е-8») стало закономерным шагом. Учредители Клуба объявили ближайшей задачей утверждение на постсоветском пространстве самого термина «Евразийская восьмерка», а целью новой организации - «интеллектуальное содействие проектам евразийской интеграции в русле тех задач, которые сформулированы президентами трех стран Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России». Что ж, с учетом того, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве нельзя назвать простыми, страны Таможенного союза и ЕЭП сегодня действительно нуждаются в поддержке со стороны экспертного сообщества.

Оценивая новую инициативу, за которой, судя по всему, стоят политики новой волны в руководстве России и Казахстана, заинтересованные в придании интеграционным процессам на постсоветском пространстве нового импульса развития, можно сказать, что уже в самом названии Клуба содержится вполне понятная стратегия – обеспечить более тесное взаимодействие тех восьми стран постсоветского пространства, которые уже входят в ЕврАзЭС или являются его наблюдателями. Тут стоит добавить, что к шести странам, уже ратифицировавшим договора о вхождении в Зону свободной торговли СНГ (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, Молдавия), намерены присоединиться еще две страны – Киргизия и Таджикистан. Так что формат ЗСТ СНГ «6 + 2» в сумме равняется восьми, как и формат ЕврАзЭС «5 + 3».

Помимо самой идеи создания «Е-8» внимание наблюдателей привлекает также идея формирования на её основе «Е-20» («Евразийской двадцатки»). Так, на сегодня к Зоне свободной торговли СНГ намерены присоединиться не только непризнанные республики Южная Осетия, Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика, но также Узбекистан, Вьетнам и даже Новая Зеландия. То есть потенциальный состав ЗСТ вполне можно описать формулой «6 + 2 + 6 = 14». В качестве кандидатов в ЗСТ и иные интеграционные структуры рассматриваются сегодня Монголия, Греция, Азербайджан, Туркмения, ряд других стран. Впрочем, это далекая перспектива, и членам Клуба «Е-8» есть над чем поработать.

Сможет ли Клуб «Евразийская восьмерка» оказать реальное влияние на ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве, сказать сложно, поскольку даже главный драйвер этих процессов Президент России Владимир Путин в своем недавнем Послании Федеральному Собранию РФ был достаточно осторожен в оценках перспектив Евразийского союза, ограничившись суждением о том, что «у ближайших соседей России растет интерес к интеграционным процессам». Но нельзя не согласиться с позицией аналитика Алексея Пилько, по мнению которого «евразийская интеграция нуждается во втором дыхании, но это возможно только при активном участии в интеграционных проектах ведущих интеллектуальных центров стран, входящих в Евроазиатское Сообщество».

http://www.ia-centr.ru/expert/14873/

No comments:

Post a Comment